Старобедеевская модельная сельская библиотека
Центр изучения, развития и сохранения марийской культуры
МБУ «Нуримановская централизованная библиотечная система»
logo
Иҫке Бәҙәй ауылы моделле китапханаһы
Мари мәҙәниәтен өйрәнеү, үҫтереү һәм һаҡлау үҙәге
Муниципаль Бюджет Учреждениеһы "Нуриман үҙәкләштерелгән китапхана системаһы"
Республика Башкортостан, Нуримановский р-н., д. Старобедеево, ул. Центральная, д. 70;
e-mail: mukcbs4113@mail.ru

История деревни Старобедеево.

Три брата Мишка, Камей и Бедей тоже появились на Урале, на северо – востоке Башкирии. Мишка облюбовал место на берегу реки Иняк( впадает в реку Бирь) и появилось поселение Мишкан (ныне село Мишкино). Второй брат Камей обосновался в 25 км восточнее  от первого брата (ныне это село Камеево), а третий брат поселился возле реки Уса ( в 30 км от второго брата (ныне это село Бедеево Поляна). Во  время охоты Бедей дошел до берегов реки Уфа (в 25 км от своего жилища), понравились эти места и решил переселиться сюда насовсем…

Некоторое время жил, не попадая на глаза хозяевам здешних мест – минским башкирам. Но через некоторое время башкиры, возвратившиеся с охоты, увидели жилище Бедея, прискакали к нему и стали гнать чужака со своей земли. Но марийцу понравились эти места и попросил разрешения остаться жить в этих местах.

Башкиры переговорились между собой и оставили Бедею шкуру лося и сказали: «Если сумеешь жить на площади, равной этой шкуре, живи, не сумеешь – иди туда, откуда пришел». Опять горе бедному марийцу. С этих мест не хотелось уходить и у него возникла шальная мысль. Он нарезал как нить лося, связал эти нити и положил ее на землю таким образом, что вся местность, понравившаяся Бедею с лесами, полянами и рекой, оказалась в этом кольце.

А когда вновь пришли башкиры, они удивились остроте ума Бедея , и хлопнув по плечу как близкого друга, сказали: «Хорошо, брат живи тут. Этот край теперь по праву твой».Так гласит первая легенда. И остался жить Бедей на этой обширной земле и закрепилось за деревней его имя – Бедеево.

Есть и вторая легенда. Она исповедует следующее. Первые марийцы поселенцы, появились южнее современного расположения деревни в километрах трех, на поляне Атаяк возле реки Уфимки. Затем на эту местность прискакали башкиры и стали притеснять марийцев. Марийцам  пришлось уйти на север. Они продолжали жить, скрываясь в оврагах и лесах. Но башкиры догадывались, что чужаки не ушли, а скрываются поблизости, потому что дичи и зверя не стало в здешних лесах и болотах. И они  выследили чужаков.

Потом  состоялся серьёзный разговор  между марийцами и башкирами. «Почему  вы нас гоните с этой земли? Ведь марийцы тоже могут носить тюбетейку» – говорили пришлые с горечью.

На что башкиры ответили: «Хорошо. Тогда давайте проведём поединок. Они покажут, кому достанется эта земля». После этого разговора провели поединок стрелков из лука, зная, что башкиры отличные стрелки. И, надеясь на победу, на противоположном берегу Уфимки, на высокой иве, закрепили небольшую подушку и на ней кольцо.

Условие было следующее. Кто попадет стрелой в  это кольцо на подушку, стреляя с противоположного берега, тому достанется земля. Побеждённый должен был уйти с этих мест. Марийцам ничего другого не оставалось делать, они согласились.

Сначала стреляет стрелок из башкир и стрела вонзается рядом с кольцом.

Потом стреляет мари по имени Педий (Бедей) и попадает в кольцо. С тех пор марийцы возвратились на свои старые места и стали жить на земле башкир, называя селение по имени стрелка Бедея (Бедей – Бедеево).

В период формирования деревни первые марийцы, прибывая в одиночку или группами, селились сначала отдельно, хотя и недалеко друг от друга. Основное занятие – охота и рыболовство. Постепенно начали осваивать земли, корчевали лес и кустарники. Основной скот – лошадь, корова, коза, овца. Поселение обустраивается и развивается. Появилась возможность заниматься разными ремеслами, используя природный материал.